ravolo (ravolo) wrote,
ravolo
ravolo

Немного о боевых искусствах

Человеку свойственно стремление знать и уметь чуть больше, чем в настоящий момент. И мое увлечение капоэйра, как экзотическим видом спорта, вот уже переросло в более серьезную стадию капоэйризации. Я попала на курс для активных учеников, желающих в будущем стать инструкторами. Проходит он в известном зале FightZona Федерация капоэйра России. Идейный вдохновитель и организатор этого непростого мероприятия – инструктор  So Forca Анотолий Юрьевич Шаров (Monitor Gato do Mato). Подошел к делу основательно и с энтузиазмом, который чувствуется и очень мотивирует нашу немногочисленную группу к активности, дисциплинированности и азарту. Было пока только две тренировки и мы еще только осваиваемся, присматриваемся, но уже прочувствовали нетривиальность инструкторского труда, пытаясь друг другу объяснить самые базовые элементы. А к третьему занятию нам внезапно было выдано задание написать эссе по 5 любым видам боевых искусств. Это побудило всех к поиску информации, обсуждению в чате разных стилей, вообще размышлениям на тему отличия боевых искусств от спортивных дисциплин. Меня заинтересовали такие стили как: Пенчак Силат, Ушу, Тхэквондо, Владимирское Кружало и Джит-Кун-До. О них и расскажу.

ПЕНЧАК СИЛАТ

На экзотических островах Малайского архипелага и загадочном полуострове Индонезии существует древнее боевое искусство Пенчак силат. И как древнее национальное достояние – это боевое искусство окутано загадками и переплетено с культурными традициями. Легендарным источником этой обширной боевой системы считается наблюдательность индонезийской крестьянки, ставшей свидетельницей схватки тигра и гигантской птицы. А после проучившей забияку-мужа подсмотренными у дикой природы приемчиками. Получив распространение, как истинное народное искусство – Пенчак силат вобрал в себя лучшее из множества других боевых искусств и народных танцев различных индонезийских племен. Традиции народного боя передавались устно, сопровождались национальными ритмами и не особо-то стремились отделиться от повседневной жизни местного населения. Первые упоминания в письменных источниках о Пенчак силате, как о боевом стиле, можно встретить только в 7 веке н.э. Переводится это словосочетание двояко: и как «защита-атака», и как «поединок молний» - в обоих случаях отражает суть боевого искусства. Очень быстрые атаки ногами, кулаками и ладонями, молниеносные выпады, толчки, подсечки, броски, удушения и выкручивания суставов – все это можно увидеть в аутентичном Пенчак силате. Наравне с рукопашными схватками – бойцы не игнорируют и использование оружия: крис, короткий и длинный меч, дубинка и длинный шест. Трансформируясь и распространяясь, воспринимая влияние Окинавы, Китая и Японии – Пенчак силат сегодня представлен полусотней стилей, но по сути выделяют три вида техники: кобра, удав и тигр. Не теряя своей национальной идентичности индонезийский стиль адаптировался к современному миру торжества спорта. Он распространился по всему миру, в 90-е годы о нем узнали и в России. В настоящие дни в тренировках исключены танцы и ритуальные упражнения – осталось лишь все то, что пригодится в реальной рукопашной схватке.

УШУ
А вот еще одно удивительное боевое искусство, которое не только завораживает своей древностью, но и поражает огромным количеством собственных стилей, влиянием на другие боевые стили. Оно универсально настолько, что подходит и малышам, и старичкам, и мужчинам, и женщинам, и серьезно настроенным воинам, и желающим восхитить красотой движений эстетам. Ах да, это же национальное китайское Ушу! Возникло оно даже раньше китайского государства, но не как народное боевое искусство – а как система военной подготовки китайской армии, включающая борьбу, рукопашный бой и технику работы с оружием. Но все живое имеет душу. Сухой свод армейских правил боя стал одушевленным в начале нашей эры с проникновением в Китай буддизма и под влиянием учений Конфуция, Лао-цзы и других великих философов. Весь этот духовный поток принес в китайскую культуру новое видение повседневности, а древнее воинское ремесло превратилось в комплекс философско-боевого искусства. Наиболее древней и загадочной ветвью считается Шаолиньское ушу, по легенде основанное индийским миссионером-буддистом Бодхидхармой в 6 веке. Позже Шаолиньское ушу пришло в упадок из-за религиозных гонений, но переродилось благодаря неугомонному монаху, желающему постичь уровень древнего мастерства. Он разыскал носителя тайных шаолиньских традиций и в течение многих лет они совместно перерабатывали имеющиеся техники, привнося в них все, что казалось рациональным и разумным. Так появились многочисленные формы-комплексы и стили боя пяти животных: тигра, леопарда, дракона, змеи и журавля. Каждая техника – целый философский трактат. И странные названия комплексов, скрывающие множество методов жесткой и мягкой наработки – отличительная особенность этого стиля. Специфическая манера шаолиньского ушу состоит в том, что атака и защита должны происходить фронтально или сбоку, без лишних кружений. Движения мощные и ловкие, реактивные, с согласованным использованием трех внутренних и трех внешних координаций. Стиль включает кулачные методики с захватами и удушениями, бой на короткой дистанции, техники владения традиционным оружием. Глубокий смысл каждого движения выражен просто, а образ воина выстроен на контрасте внешней свирепости и внутреннего спокойствия. Нынче даже в самом Шаолине классическим стилем никто не владеет в полном смысле. Под влиянием современных тенденций Ушу все больше превращается в спорт и поддерживается государством, как национальное достояние.

ТХЭКВОНДО
Как показывает история, чтобы стать национальным и очень популярным – боевому искусству не обязательно быть древним и загадочным. Таким ярким представителем является Корейское национальное боевое искусство Тхэквондо, созданное в 1955 году генералом Чхве. Это унифицированный вариант техники девяти послевоенных школ боевых искусств, утративших свои традиции, философию и духовные основы во время господства тоталитарного режима. Создатель стиля использовал базу традиционных корейских видов единоборств Субак и Тхэккен, а так же элементы Каратэ. Тхэквондо скорее можно назвать национальным видом спорта, имеющим духовно-философские корни и пригодное для массового физического воспитания. Выделяется этот стиль тем, что в нем сделан акцент на развитие возможностей человеческого тела и полностью отсутствует техника работы с оружием. Само название даже можно перевести как «путь руки и ноги». Главным элементом является комплекс формальных упражнений, который раскрывает уровень подготовки бойца. Так же отдельно демонстрируется сила удара в разбивании предметов. Спарринги проводятся по строгим правилам, с использованием защитной экипировки, без каких-либо захватов, бросков, толчков. Однако динамичная и утонченная техника, как результат эволюции нескольких боевых искусств – очень привлекательна и завоевала десятки миллионов последователей. Пожалуй это самое стандартизированное боевое искусство, имеющее жесткую иерархию и больше похожее на работу крупной корпорации физического воспитания. Высоких уровней достигают лишь зрелые люди, вносящие существенный вклад в развитие деятельности организации. Несмотря на политический раскол системы на две ассоциации – ВТФ и ИТФ – это боевое искусство при обширной поддержке государства и последователей по всему миру вполне может стать олимпийской дисциплиной. Такие дела.

ВЛАДИМИРСКОЕ КРУЖАЛО
Хочется обязательно коснуться и русских боевых искусств, не менее удивительных, древних и загадочных. Как говорят про нас иностранцы: «война у русских в крови». Русскому человеку умение драться доступно без лишних объяснений, поэтому так мало сохранилось описаний аутентичных техник. Каждая область огромной Русской земли имела свои самобытные кулачные потехи. Казачий спас, Тверская Буза, Смоленская Колыбель, Псковский Скобарь и многие другие – эти боевые искусства с глубокими народными корнями. Они тесно переплетены с культурными традициями области и повседневной жизнью простого народа. В них заложены естественные принципы физического и духовного воспитания. В настоящее время создано множество национальных боевых систем на основе собранных старых традиций. Самый удивительный и близкий моему пониманию через призму капоэйры русский кулачный стиль из тех, что мне удалось попробовать – Владимирское кружало. По сути это даже не стиль, а собранное по крупицам по всей Владимирской области, представление о манере боя местных кулачных бойцов. Эти знания были переработаны в систему техник кулачного поединка фолклорно-спортивным ансамблем «Ристала» под руководством Михаила Боровкова в 1989 году. В настоящее время преподается локально и скорее пребывает в оцепенении, чем в развитии. Манера боя запоминающаяся – внешняя вертлявость, специфическая динамичная стойка, кружение будто пританцовывание, частое забегание вокруг соперника. Во время поединка постоянно покачивается корпус, при этом плечи и спина расслаблены, но заряжены для хлесткого резкого удара. Этим кружением и перемещениями можно злить и беспокоить противника, утомлять его внимание. Вся техника строится на движениях рук, ног и таза, когда одно движение перетекает в другое так естественно, будто в танце. Удары наносятся «тычком», «с размаху», «хлестом» или «скоком» особым «кружалым» манером, который можно выполнить только встав в специфическую стойку. Много интересных подсечек и бросков, выполняемых легко и непринужденно, простор для импровизации всяких обманных движений. Поведение бойца отличается скоростью передвижений, ударов, уходов, раскованностью и особой легкостью. Традиции Владимирского кулачного боя впоследствии использовались Германом Поповым при создании его знаменитой системы «Чой». Сегодня последователи Кружала немногочисленны, но хочется верить, что это боевое искусство докажет свою жизнеспособность, трансформировавшись в интересную современную систему, не утратив своего национального русского размашистого колорита.

ДЖИТ-КУН-ДО
Национальные боевые искусства отражают особенности целого народа, но напоследок я хочу вспомнить о боевом искусстве, которое стало способом самовыражения отдельной личности. И как искусство стало зеркалом современных культурных и социальных тенденций – космополтизм и выделение индивидуальности. Конечно речь пойдет о Джит-Кун-До Брюса Ли. Это стиль, который, по словам создателя, не является стилем. И в то же время это универсальная философия боя, игнорирующая расовые барьеры и объединяющая бойцов различных стилей. Брюс Ли, как истинный художник, берет весь объем своего накопленного опыта и отсекает все лишнее, делая ключом к пониманию своей системы простоту. Способность выражать наибольшее минимумом ставится превыше всего, сложный синтез Вин Чун, китайских и японских стилей, Дзюдо, Бокса и Джиу-Джитсу обнажен до существенно необходимого, простого и непосредственного. Развитие направлено не на ежедневное увеличение арсенала приемов, а на ежедневное уменьшение. Как средство самовыражения – совершенствование возможностей собственного тела, природных талантов и способностей, использование их с максимальной эффективностью. А вот оружие считается инструментом зла, слабого человека. Истинным оружием воина является спокойствие. Цель этого боевого искусства заключена в названии Джит-Кун-До «реакция-кулак-путь» – найти оппонента, достичь и поразить. Это стратегия скорее нападения, чем защиты. Манера боя поражает своей быстротой, лаконичностью и отсутствием лишних движений. Систему Брюса Ли невозможно описать набором техник, ведь единственное правило – отсутствие каких-либо правил. Когда в человека летит мяч – он либо уворачивается, либо ловит его. Он не делает сальто назад перед этим и не совершает ритуальных поклонов – он просто делает то, что считает естественным. Так и в Джит-Кун-До спользуется все, что кажется эффективным в данный момент, даже возможность укусить соперника за мягкое место. Мне импонирует такое отношение к поиску своего Я, проложению собственного курса в океане традиций, систем, ритуалов, свода правил, накопленного опыта и иллюзорных сложностей. Я не отрицаю театрализованность и зрелищность боевых искусств, но в различных жизненных ситуациях необходимо уметь отсечь все лишнее до элементарной сути. Ну а возможность провести параллель с другими областями жизни – подтверждает ценнность Джит-Кун-До именно как искусства.

А если сравнивать все эти боевые стили с капоэйра, то можно даже найти некоторые сходства. Глубокие ритуальные народные корни, как в Пенчак Силат. Общедоступность и универсальность, как в Ушу. Разделение на две разные, но одинаковые школы, как в Тхэквондо. Колоритная игровая манера боя, как во Владимирском Кружало. И наконец искусство самовыражения и отсутствие ограничений естественных движений, как в Джит-Кун-До. Уверена в любом стиле боевого искусства можно найти что-то знакомое, ведь искусство – это то, что идет от души.
Tags: fightzona, so forca, ФБИ, капожизнь, я_ученик
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments